Вклад советских авиаторов в разгром фашизма трудно переоценить. Особую сложность для летчиков, представляли боевые задания в рядах ВМФ. В числе удостоенных звания Советского Союза уроженец Ставрополья Иван Киценко.
Киценко Иван Иванович родился 20 мая 1920 г. в селе Галицино ныне Кочубеевского района Ставропольского края в семье крестьянина. Окончил 7 классов средней школы.
С 17 лет жизнь Ивана Ивановича Киценко оказалась связана с авиацией ВМФ. В 1938 г. он окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Уже через три года знания и навыки полученные в период обучения, а также опыт, станут залогом успешных действий летчика на фронтах Великой Отечественной войны, активным участником которой наш земляк стал с 22 июня 1941 г. Воевал на Балтийском, Азовском и Черном морях.
Свой боевой путь Киценко И.И. начал на Балтике, «бомбил войска и технику противника на дальних подступах к Ленинграду». Базируясь в начале войны на острове Эзель, выполняет вылеты на разведку кораблей противника в Балтийском море, а также к берегам Швеции, Финляндии, Германии.
С эвакуацией гарнизона острова Эзель летчик переводится на юг, воюет на Азовском и Черном морях.
Командир звена 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (2 гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) комсомолец, гвардии старший лейтенант Киценко И.И. к середине октября 1944 г. совершил 217 боевых вылетов с общим налетом 734 часа, из них ночью 115 успешных боевых вылетов с налетом 288 часов. Наносил бомбовые удары по военным и промышленным объектам противника, дальнюю разведку, минные постановки. 6 раз доставлял грузы партизанам Крыма. Потопил 6 транспортов, 1 танкер, 1 быстроходную десантную баржу, повредил подводную лодку врага. В трудных условиях спас экипажи двух самолетов, сбитых противником в воздушных боях вблизи берегов противника в районе Кривой Косы и под Таганрогом. Особо зарекомендовал себя Киценко И.И. во время Новороссийско-Таманской наступательной операции.
Изучая боевой путь Героя, обращают на себя внимание на 2 интересных эпизода, указанных в его наградных листах: первый - атака самолетом И.И. Киценко вражеской подводной лодки на траверзе Сочи-Туапсе; второй – шесть вылетов на доставку грузов партизанам Крыма. Остановимся на них подробнее.
В наградном листе Киценко И.И. не указана и не определена подводная лодка, на которую была совершена атака. Рассматривая историю немецкого подводного флота во Второй мировой войне, известно, что на Черном море базировалась 30 флотилия подводных лодок, расположенная в румынском порту Констанца. В состав 30-й флотилии входили 6 малых лодок типа IIB: U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24, перебазированные в Румынию из Германии. В момент атаки неизвестной подводной лодки самолетом Киценко И.И. в боевом походе находилась подводная лодка U-9. По данным ряда исследователей, например Г.Н. Салова, в своем первом боевом походе подводная лодка U-9 подверглась атаке неизвестного самолёта, получила повреждения и месяц стояла на ремонте. Сопоставляя дату, время и место данных событий, мы пришли к выводу, что именно экипаж Ил-4 (ДБ-3Ф) во главе с Киценко И.И. атаковал именно подводную лодку U-9.
Данная подводная лодка примечательна тем, что она являлась правопреемницей легендарной подводной лодки U-9 под командованием Отто Веддигена времен Первой мировой войны и несла на боевой рубке в качестве персональной эмблемы «Железный крест» в знак особых заслуг этого корабля.
Второй эпизод боевой биографии И.И. Киценко связан с помощью крымским партизанам в самый суровый период боевых действий партизан в Крыму. В конце октября 1942 г. в партизанском движении Крыма наступил новый этап. Плотная блокада леса гарнизонами румынских горных дивизий и охранными формированиями местных пособников оккупантов, тяжелые погодные условия и полное отсутствие продовольствия – факторы, кардинально влиявшие на крымских партизан зимой и весной 1943 г. Из-за большого количества раненых, больных и истощенных отряды потеряли маневренность и практически прекратили боевую деятельность, совершая отдельными диверсионными группами выходы на железную и шоссейные дороги.
Партизанам Крыма помогла в конце 1942 - начале 1943 гг. именно морская авиация. Эти полёты стали возможными после обращений секретарей Крымского ОК ВКП(б) И.С. Сейфуллаева и Б.И. Лещинера к командующему ВВС Черноморского флота генералу-майору Ермаченкову с просьбой о выделении самолётов от 08.12.1942 г. и последующего положительного решения.
Всего же в период с 26.12.1942 по 05.01.1943 г. было произведено 39 вылетов самолётами 5-го гвардейского авиационного полка ВВС Черноморского флота и сброшено около 5 тонн продуктов.
С 10 по 12 февраля в лес было доставлено 45 парашютов, что позволило даже заложить в запас 3000 кг муки. Продукты и боеприпасы партизанам были сброшены своевременно: 12 февраля румыны и сводный отряд добровольцев из окрестных сел пытались окружить и уничтожить партизан. Оба сектора, спрятав больных и раненых, от боя уклонились и перешли еще выше в горы, под самую вершину г. Черной. Важно, что среди сброшенных грузов находилось не только продовольствие, но и взрывчатка. Именно благодаря её наличию к концу февраля партизаны пустили под откос три эшелона.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования по уничтожении живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Ивану Ивановичу Киценко присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3808).
С 1954 года капитан И.И. Киценко находился в запасе. Жил в Киеве. Скончался 8 июня 1981 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Мельникова Е.А., ст. научн. сотрудник отдела военной истории и патриотической работы ГБУК СК «Ставропольский государственный музей-заповедник», г. Ставрополь
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации
«Российское военно-историческое общество» в Ставропольском крае