Из большого количества частей и соединений Красной Армии, участвующей в штурме Берлина, особую роль сыграл небольшой по численности, порядка 30 человек, но героический, 1-й отдельный отряд полуглиссеров Днепровской военной флотилии под командованием лейтенанта М. М. Калинкина.
Для ставропольцев этот отряд интересен прежде всего тем, что в его составе сражался уроженец станицы Новокатериновской Кочубеевского района Ставропольского края, командир полуглиссера ПГ-111, старшина 2-й статьи Сотников Михаил Трифонович, получивший за проявленный героизм во время Берлинской операции звание Героя Советского Союза посмертно.
На вооружении этого особого отряда Днепровской военной флотилии стояли самые малые корабли советского военного флота, в мирное время известные как служебно-разъездные катера НКЛ-27.
Не имея абсолютно никакой защиты от пуль и осколков, но зато, обладая высокой скоростью, малой осадкой (около 20 см на полном ходу) и большой маневренностью, катера «ПГ» внезапно появлялись перед противником, выполняли задачу и так же быстро уходили, отделываясь, как правило, лишь пробоинами в надводной части. А повреждения дощатого корпуса быстро заделывались силами экипажа.
В ходе войны экипажам полуглиссеров, состоявшим всего из двух человек – моториста-пулемётчика и командира, потребовалось добиться абсолютной взаимозаменяемости: даже в самой тяжелой ситуации, оставшийся в строю член экипажа продолжал выполнять поставленную задачу. Наиболее ярко это проявилось во время Берлинской операции.
В 1944 году старшина 2-й статьи М.Т. Сотников, прослуживший в составе Волжской военной флотилии уже 2 года, был переведён в недавно созданную Днепровскую военную флотилию и назначен командиром полуглиссера ПГ-111. Михаил Трифонович принял активное участие в наступательной операции «Багратион», в освобождении городов Бобруйск и Пинск. Дальше предстояла Берлинская операция.
В начале двадцатых чисел апреля 1945 года 9-й стрелковый корпус 5-й ударной армии, заняв пригород Карлхорст, вышел к Шпрее в районе расположенного на противоположном берегу парка Пентервальд. Корпус имел боевую задачу наступать на рейхстаг. Но предстояло сначала форсировать реку Шпрее с высокими облицованными камнем берегами. Шпрее здесь неширока – не более 300 метров, но ни одного уцелевшего моста поблизости нет. Западный берег Шпрее был превращен в мощный рубеж обороны, где всё простреливалось многослойным артиллерийским, минометным, пулеметным и даже автоматным огнем.
Командир 9-го корпуса генерал-лейтенант И. Рослый приказал командиру отряда полуглиссеров лейтенанту М. Калинину любой ценой обеспечить переброску штурмового отряда через Шпрее в ночь на 23-е апреля.
После постановки отряду задачи десять полуглиссеров погрузили на грузовики и к вечеру 22 апреля перебросили от Кюстрина в Карлхорст. Нужно, отметить, что во время переброски отряда в районе станции Вербих Михаил Трифонович лично из пулемёта сбил вражеский самолет (скорее всего Ме-110).
Для спуска полуглиссеров на воду с трудом подыскали подходящее место, но противник, несмотря на темноту, сразу же засек появление грузовиков. Разгружать катера пришлось под обстрелом. Первым подогнали «студебеккер» с «ПГ-111». В спешке при разгрузке погнули баллер. Не раздумывая, старшина 2-й статьи М.Т. Сотников с кувалдой в руках бросился в ледяную воду и несколькими ударами выправил руль.
В 01.45 час. «ПГ-111» М.Т. Сотникова под мощным ружейно-пулемётным огнём высадил первую группу из 15 десантников. За пару часов полуглиссеры отряда, рассредоточившись, успели сделать по шесть-семь рейсов, переправив по сотне бойцов, а наши бойцы закрепились на вражеском берегу на трех пока еще не соединившихся один с другим участках. Теперь им надо было непрерывно подвозить подкрепления и боеприпасы. Также было необходимо и перебрасывать технику. Часть полуглиссеров переключили на буксировку. Танки перевозили на спаренных стальных понтонах, 76-миллиметровые орудия – на плотах из надувных лодок.
Каждый рейс был фактически подвигом. Смертельно раненный старшина 2 статьи М. Сотников не бросил штурвал, пока не довел свой «ПГ-111» до цели. Его заменил моторист - Н. Баранов, которому только что пришлось чинить перебитый осколком штуртрос. В ходе одиннадцатого рейса был смертельно ранен и он. Подожженный вражеским фаустпатроном катер загорелся.
К утру 24 апреля три группы наших частей на западном берегу соединились и заняли Плентервальд. К исходу дня был занят весь Трептов-парк. Бойцы 9-го корпуса уже двинулись на рейхстаг, а через реку Шпрее с помощью тех же катеров «ПГ» начали наводить понтонный мост.
Моряки, воевавшие на катерах «ПГ», вписали одну из славных страниц в летопись побед нашего Военно-Морского Флота. За проявленный героизм все до одного они были награждены орденами. Девятерым из них (семерым – посмертно) было присвоено звание Героев Советского Союза. Михаилу Трифоновичу Сотникову звание Героя Советского Союза (посмертно) с награждением орденом Ленина было присвоено 31 мая 1945 года.
Похоронен Михаил Трифонович в братской могиле в городе Кюстрин (ныне Кюстшин, Польша). Навечно зачислен в списки воинской части. Его именем названа улица в селе Кочубеевском Ставропольского края.
Мельникова Е.А.
Ст. научн. сотрудник отдела военной истории и патриотической работы ГБУК СК «Ставропольский государственный музей-заповедник», г. Ставрополь
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации
«Российское военно-историческое общество» в Ставропольском крае